Консультация для родителей


 "Как хорошо уметь читать!"
Сейчас всё больше старших дошкольников ещё до поступления в первый класс умеют читать. Но некоторые родители замечают, что их ребёнок, который поначалу с большим желанием пытался читать, вдруг начинает упорно отказываться от этого занятия или выполняет с большой неохотой. А некоторым будущим школьникам навык чтения никак не даётся. Как помочь ребёнку легко научиться читать и затем не отбить у него охоту?
Прежде всего, взрослые должны учитывать готовность маленького ученика к овладению навыком чтения. Готовность можно определить по следующим признакам:
1. Ребёнок активно интересуется буквами, старается их запомнить, ему интересно искать и находить знакомые буквы в текстах книг, во всевозможных надписях на улице;
2. Ребёнок начинает внимательно вслушиваться в звучащие слова. Выделять отдельные звуки в них, соотносить их с буквами;
3. Ребёнок пытается самостоятельно писать.
Но даже если ребёнок и готов к чтению, то ему всё равно требуется помощь взрослого.
Подготовка к чтению начинается с развития фонематического слуха, с умения слышать и выделять гласные и согласные звуки в слове. Именно к пяти годам созревают зоны мозга. Отвечающие за фонетическое восприятие речи. А чтение – это сложный процесс, когда мы сначала анализируем слово, а затем, опираясь на графическое изображение звуков, которые мы слышим, собираем его вновь. Поэтому, когда мы начинаем учить ребёнка читать слоги, минуя этап фонетического разбора, наш маленький ученик никак не может сообразить, как сливаются согласный и гласный звуки. Это происходит потому, что без специальной подготовки он воспринимает слог как единое целое и не может разложить его на составляющие. Даже с детьми, легко обучающимися чтению, крайне важно проводить работу над звуковой стороной речи. Иначе у детей в дальнейшем возникнут трудности при письме. Дошкольный возраст – самый оптимальный возраст для знакомства и понимания звукового анализа слова. И если правильно пройти с детьми этот подготовительный этап, то можно выиграть сразу же несколько «призов»:


• У детей лучше разовьётся фонематический слух, т.е. умение слышать в потоке нашей речи звуки;

• На этой основе дошкольник плавно перейдёт к чтению;
• В будущем имеется большая вероятность грамотного письма;
• Ребёнок будет больше проявлять интерес к русскому языку, а через него к чтению настоящей литературы.

Первые игры со звуками хорошо проводить в семье, когда ребёнку уже 3,5 – 4 года. 
Вот несколько игр на выделение в словах гласных звуков. Их дети начинают выделять довольно рано. Наиболее легкие в определении звуки А, У, О, И. Написание их дети тоже, как правило, запоминают рано. А затем можно приступать и к согласным.


Игра № 1 «Кто ведущий?»
Рассмотрите текст в любой книге с достаточно крупным шрифтом. Обратите внимание на то, что слова похожи на построившиеся в колонны спортсменов или на вагончики поезда, где первая буква как бы является ведущей. В каждом слове свой ведущий. Предложите ребёнку отгадать эти буквы в словах, которые вы будете называть. Звуки надо обязательно интонировать: выделять голосом и протягивать. Вырежьте квадратики с буквами А, У, О, И и предложите ребёнку подставлять ведущий звук в окошечки. Гласный должен слышаться ясно или стоять под ударением. Избегайте слов типа огурец, овечка, где в безударной позиции слышится звук А.

Игра №2 «Звук Ш»
Прочитайте ребёнку короткое стихотворение, где часто слышится этот звук. При чтении его интонационно выделяем:
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, шуршишь!
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
Задайте ребёнку вопрос: «Какой звук ты чаще всего слышишь в стишке? – А теперь скажи, как шипит змея - ш-ш-ш – А как шумят листья, когда их колышет ветер?» Затем можно показать картинки, изображающие предметы со звуком «Ш». После этого предложите ребёнку принести игрушки, в названии которых слышится этот звук.
В течение нескольких дней подряд вы подбираете и читаете детям с нужным интонационным выделением потешки, песенки, стишки, загадки, поговорки и т.п.


Игра №3 «Придумай слова со звуком»
Дети должны придумывать по правилам: слова с твёрдым согласным звуком, к примеру «Р» (рыбка, рак, топор…), а затем слова с мягким согласным звуком (якорь, репка, море…).
Не забудьте и о том, что в правилах есть исключения: звуки «Ж, Ш» всегда твердые, а звук «Ч» - всегда мягкий.
Важно разнообразить игры.
В итоге, только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтения без принуждения.


Уважаемые родители!!!
Сейчас, всем, кажется, что чем раньше ребенок начинает читать, тем развитее он будет. Глубокое заблуждение! Чтение - это навык, который ничего не дает для личностного развития, ни для мотивации. Для Ваших детей сейчас важнее - это ПОДГОТОВКА к обучению чтения.
В подготовке к обучению грамоте особое значение приобретает развитие речевого дыхания и длительного речевого выдоха, воспитание умеренного темпа речи, развитие ритмичности речи, фонематического слуха и звукового анализа речи. Каждый ребенок не только должен правильно произносить тот или иной звук, но и правильно слышать его и не смешивать с другими звуками, т.е. у ребенка должен сформироваться фонематический слух (слух к звукам речи), под которым мы понимаем способность ребенка, различать, сходные звуки и правильно их употреблять в собственной речи. Например: мишка - миска, стол — стул, рак — лак.
Для развития умения дифференцировать сходные звуки, наиболее смешиваемые детьми, даются игры на свистящие и шипящие с - ш, з - х (звонкие, глухие) с - з, ш - х, т - д сонорные л - р. Игры на дифференциацию изолированных звуков. Например: комар звонко звенит - з-з-з, а жук жужжит басом ж-ж-ж, паровоз пускает пар ш-ш-ш, насос работает с-с-с и т. д.
Дифференциация звуков по картинкам, замена третьего звука дает новое слово (коза - коса). На этом этапе основное внимание уделяется развитию фонематического слуха, т.е. умению различать в речевом потоке отдельные слова, слышать звуки в слове, составлять из слогов слова, из звуков слоги.
Игры на развитие слухового внимания, вслушиваться в окружающие нас звуки: ветра, паровоза, листьев, шуршание и шум. Самолет летит, вода льется с-с-с, капает вода кап-кап-кап. игры для закрепления умения вслушиваться в звук: ветер в лесу, цветы и пчелы, уличное движение, голоса животных, природы. А также развитию слуха способствуют игры: «Угадай, что делаю», «Кто позвал?», «Кто, что услышал?» (звон колокольчика, стук молотка, переливание воды, пересыпание гороха, перелистывание книги).
«Программа воспитания в детском саду» указывает - ребенок должен составлять предложение из 2-3-4 слов, чтобы в практической деятельности дети не путали два термина «слог» и «слово». Но прежде чем приступить к этому, необходимо научить ребенка звуковому анализу - это и есть основа обучения грамоте. Она заключается в разложении предложения на слова, слов на слоги, слогов на звуки. Любой звук, независимо от его места в слове, практически выделяется детьми и не должен смешиваться (твердые согласные с мягкими, звонкие с глухими). Причем осваиваться это должно ребенком именно в такой последовательности, а не иначе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий