"Развитие познавательной активности
ребенка-дошкольника через игровую деятельность"
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью,
помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную
активность, проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых
впечатлений об окружающем мире.
Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же
образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в
игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры
перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок
добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит
ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и
осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в
которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит
зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление,
воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне
мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.
Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его
чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения
и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в
увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта
задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо
просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о
мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе
помощь взрослых, в особенности родных и близких.
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с
родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием
мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо
менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его
жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую
деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают
речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его
инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры,
ис-пользуя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон
сотрудничества.
Вот
несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная
корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный
отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок
должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может
его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с
магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы
(монетки, скребки, пуговки), а под листком, бумаги или стулом незаметно для
детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от
того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать
движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением.
Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам
попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие
условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных
сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства
цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр
нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые
фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными
пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки
(соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую
другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий
и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать
то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный
раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми
разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются,
что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность
самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для
познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять
дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной
и увлекательной форме учат их этому.
Комментариев нет:
Отправить комментарий