"Решения простых арифметических
задач "
Очень
часто мы взрослые спешим, что - то сделать за ребенка, ответить на любой
вопрос. Но всегда ли это оправданно? Набор готовых знаний не формирует
потребность в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к
самостоятельному поиску решений и достижению цели. На многие вопросы ребенок
сам может найти ответ и неважно, что только путем проб и ошибок.
Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо
применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала.
Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с
предметами или их рисунками, моделями, схемами. Практические действия переходят
в словесное описание. В результате осуществляется связь между материальной и
внешне речевой формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или
их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во
внутренний план (действия в уме).
Таким
образом, материальная форма действия является исходной, внешне речевая форма
предполагает рассуждения, и, наконец, умственная форма действия (проговаривание
про себя) осуществляется тогда, когда у детей уже сформированы представления
или понятия. При изучении каждого раздела математики необходимо, что бы дети
усвоили все формы действия.
С первых лет жизни ребенок сталкивается с необходимостью решать разнообразные
задачи: выбирать друзей, игрушки, распределять конфеты между гостями,
соотносить количество членов семьи с количеством столовых приборов и т.д.
Решение задач помогает ребенку глубже понять взаимосвязи в окружающей среде,
предоставляет возможность использовать на практике полученные теоретические
знания. С помощью решения простых арифметических задач формируется одно из
ключевых понятий формирования элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста – понятие про арифметические действия и ряд других
понятий. Умение решать простые задачи является подготовительным этапом овладения
детьми умением решать сложные задачи, поскольку решение сложной задачи сводится
к решению ряда простых задач.
Для того чтобы научить ребенка решать задачи, взрослому, прежде всего,
необходимо самому определить содержание понятия «задача», ее основные черты.
Понятие «задача» имеет ряд определений:
- упражнение, которое выполняется с помощью умозаключений, высчитывания;
- что-то сложное для исполнения;
- сложный вопрос, проблема, требует изучения и решения;
- то, что требует исполнения и решения.
Задача
состоит из следующих частей:
Условие;
Вопрос;
Решение;
Ответ.
В самом широком педагогическом значении понятие «задача» – это проблемная
ситуация, которая предусматривает необходимость сознательного поиска
соответствующих способов для ее решения, реализации поставленной цели.
В математике чаще всего используется понятие арифметическая задача – небольшой
рассказ, который содержит числовые величины, которые зависят друг от друга,
относительно чего поставлено задание: найти значение определенной величины,
если известно значение других величин. Это отображается в вопросе, который
начинается словами «сколько» или «насколько». Таким образом, в структуре
арифметической задачи дети с помощью взрослого выделяют 4 части: условие
(известные числовые данные задачи и связь между ними) и вопрос (неизвестная
величина), решение и ответ.
В современной дошкольной педагогике взгляды исследователей на классификацию
типов задач совпадают. Так, простые задачи (задачи которые решаются в одно
действие) принято распределять на такие группы:
1. Задачи на нахождение суммы и остатка – простые задачи, при решении которых
дети осознают конкретное содержание каждого из арифметических действий, то есть
того, какое арифметическое действие соответствует одной из операций с
множествами – объединение или разделение.
Например: «На дереве сидело 5 воробьев. К ним прилетел еще 1 воробушек. Сколько
всего стало воробьев на дереве?»
2. Задачи на нахождение неизвестного компонента – простые задачи, при решении
которых необходимо проанализировать связь между компонентами и результатом
арифметического действий:
Например: «Девочка нарисовала несколько яблок и 1 грушу. Всего на рисунке 4
фрукта. Сколько яблок нарисовала девочка?» или
« Девочка нарисовала 3 яблока и несколько груш. Всего 6 фруктов. Сколько груш
нарисовала девочка?»
3. Простые задачи, которые раскрывают отношение между числами:
Например:
«Мама вымыла 5 чашек, а Лена на 2 чашки
меньше. Сколько чашек вымыла Лена?» или
«Кате
подарили 2 тетради, а Лене 3. Насколько больше тетрадей подарили Лене, чем
Кате?»
В дошкольном возрасте большое внимание отводится задачам на логическое
мышление:
Например: «Гусь на двух ногах весит 2 кг. Сколько он будет весить, стоя на
одной ноге?»
«На клене 5 веток? на каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий