"Нравственное
воспитание дошкольников"
В
настоящее время все большее внимание психологов, педагогов и многих других
специалистов привлекает проблема нравственности. Это понятие является важной и актуальной
для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии,
педагогики, философии и этики.
В первую очередь, рассмотрим, что такое нравственность. Этот термин берёт свое
начало от слова нрав. От латинского нравы звучат как «moralis» - мораль. Таким
образом «нравы» - это те эталоны и нормы, которые приняты и руководствуются
люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы характеризуются
не вечностью и не неизменными категориями. А они воспроизводятся силой привычки
масс, поддерживаются авторитетом масс общества, т.е. общественного мнения, а не
правовых положений.
Нравственность состоит в осознании выполняемых дошкольником тех или иных
моральных норм и требований на основе внутренней потребности и способности
следовать им в каждый момент своей деятельности и жизни. Следовательно,
нравственность – это и есть усвоенная и принятая дошкольником мораль.
Нравственное формирование личности ребенка является одной из важнейших задач
воспитания подрастающего поколения.
Главным стержнем всестороннего развития личности – это успешное
осуществление требует согласованности, и преемственности в воспитательной
работе матери, педагогов, отца и близких людей, которые окружают ребенка.
Следовательно, возникший ценностный вакуум, без духовность, обусловленная
отчуждением человека от культуры, как способа сохранения, и передачи ценностей.
В данном случае характерные для нашего общества, ведут к изменению понимания
добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество и поколения старшего
возраста перед опасностью моральной деградации. Значит, требуется
переосмысления самой системы нравственного воспитания подрастающего поколения.
Именно в дошкольном возрасте складываются основы нравственного поведения, а кто
именно может иметь большое влияние на развитие личности дошкольника, конечно
мама. Поэтому перед обществом как бы стоит задача, не допустить в дошкольниках
проявления детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты,
замкнутости на себе и собственных интересах.
В своей консультации, хотелось бы показать, как материнское отношение влияет на
развитие личности дошкольника в нравственном плане.
Именно с матерью дошкольник впервые овладевает разными формами общения, что и
является успешной адаптации в широкой социальной сфере в дальнейшем.
Процесс установления и развития контактов между людьми, а в первую очередь с
матерью, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя объём
информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания
другого человека.
Правильное взаимоотношение между матерью и дошкольником – важнейший фактор
развития ребёнка. При нарушении этой взаимосвязи может привести к тому, что
ребёнок испытывает разочарование и склоне к различным поступкам, которые
считаются в обществе неадекватными.
Самое главное для матери – это окружить ребенка заботой, вниманием,
лаской, чтобы на него общество на мало дифференцированные органы чувств
действовало соответствующее количество нужных организму раздражителей, чтобы по
мере усложнения детской психике усложнялся и нарастал объём информации.
Мать для ребенка является источником эмоционального тепла и поддержки,
разумными распорядителями, образец для подражания, другом и советчиком. Также
взаимоотношения зависят от различных факторов, например, от отношения матери к
ребёнку, от её представления о дошкольнике и можно также подчеркнуть то, что
многое зависит от характера обращения с ним. Можем отметить то, что не надо
забывать о способе воздействия на ребенка – поощрение, наказание, контроль и
другие.
Нравственное поведение зависит от мотивов, которые характеризуют его. Мотивы
бывают разные. Мать будет прививать, и проявлять мотивы дошкольнику, такое и
проявиться в нравственном поведении. Здесь можно рассмотреть различные мотивы:
жертвенные, сострадание, благотворительность, справедливость и другие.
Остановимся на некоторых мотивах, которые считаются в нашем обществе более
важными.
Нравственная мотивация программного характера. Здесь мать является
положительным примером и учит дошкольника к жизни с точки зрения программирования.
То есть в этой установке ребенок всегда планирует свои поступки, свое
поведение, нравственные ценности и даже свою жизнь. Он может представлять себя
гением, бывает, мечтает о счастливой семейной жизни и материальном
благополучии. Большую роль играет пример, отношение матери к жизни,
нравственным ценностям, к поступкам и нравственным нравам. Но в тоже время
ребенок и мать опираются на ряд критериев, которые показывают, как необходимо
жить в этом мире.
Сострадание тоже является как основа нравственного поведения в характеристике
воспитания. Суть этого мотива в том, что проявляя жалость к другому человеку,
он фактически жалеет самого себя, предполагая возможным, что он в такой же
ситуации может оказаться. Поэтому мать прививает ребенку в меру мотив сострадание,
что возможно может привести наше общество к разумным проявлениям нравственного
поведения и поступкам.
Немало важную роль играет в нравственном поведении мотив справедливость. Этот
мотив характеризуется и развивается уже не только на основе морального, но и
других форм общественного сознания. Следовательно, в эмоциональном плане
нравственное поведение, основанное на идее справедливости, связано, прежде
всего, с негативными эмоциями. Оно может проявляться, когда нарушается
справедливость, т.е. возмущение несправедливыми действиями или несправедливыми
общественными порядками. Справедливость также проявляется в индивидуализации
личности. Мать вкладывает понятие дошкольнику и стремится показать его
самовыражение. Если большая часть самовыражение проявляется в ребенке, то
возможно привести к эгоизму. Такая оценка вызывает соответствующие
отрицательные эмоции, которые составляют основу чувства справедливости
Можно сказать также о жертвенных мотивах нравственного поведения. Они более
далекие от влияния позитивной эмоциональной мотивации. Поведение дошкольника
здесь может формироваться на основе желания избежать сильных отрицательных
эмоций. Это может привести даже к альтернативе самой жизни. Например, человека
не предать, даже зная, что он идет на верную смерть из – за того, что идеально
представляет себе жизнь с сознанием невыполненного долга как сплошное мучение.
Таким образом, можно говорить о различных мотивах, которые характеризуют
нравственное поведение дошкольника. Самое главное, мать является примером и
опорой в формировании нравственного поведения. И как мать проявит свое
нравственное поведение, ценности, нормы общества, так и будет дошкольник
проявлять в своей жизни.
Комментариев нет:
Отправить комментарий