«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль
в развитии детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов
Слайд 1.
Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо
деятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения,
творческих способностей. Ознакомить педагогов с многообразием нетрадиционных
техник рисования.
Подготовительный этап:
1.Оформить выставку детских рисунков в
различной технике рисования.
2.Выложить материалы, которые используются
в нетрадиционном рисовании.
Слайд 2.
«Детство - важный период человеческой жизни, не
подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени
зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский)
Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Ответы: Нетрадиционно - Не основываясь на
традиции. Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по
заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью. Не придерживаясь традиций.
Слайд 3.
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо,
нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно,
самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
Ответы: Нетрадиционное рисование –
Искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Слайд 4.
Девиз работы должен быть
таким: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка».
Слайд 5.
Во время работы мы столкнулись с проблемой
- дети боятся рисовать, потому что, как
им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Это может проявляться:
В неуверенности и скованности в действиях и ответах
на занятиях;
В пассивности в самостоятельном выборе
изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
В растерянности при использовании способов
нестандартного раскрашивания;
В неумении экспериментировать с изобразительными
материалами;
В ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого
способа рисования;
В трудности в проявлении фантазии, художественного
творчества;
В трудности в умении передавать личное отношение к
объекту изображения;
Особенно это
заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще
слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не
хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить
детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут
стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Важную роль в
развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно -
развивающей среды необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий
характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в
соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей
возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей: зубная
щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д. Вышли погулять - присмотритесь, а сколько тут
интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух
одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок
продуктивной деятельности.
Слайд 6.
Необычные
материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не
присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже
можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые,
положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том,
что его радует, что его огорчает.
Слайд 7.
Проведение занятий с использованием
нетрадиционных техник:
·
Способствует
снятию детских страхов;
·
Развивает
уверенность в своих силах;
·
Развивает
пространственное мышление;
·
Учит
детей свободно выражать свой замысел;
·
Побуждает
детей к творческим поискам и решениям;
·
Учит
детей работать с разнообразным материалом;
·
Развивает
чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
·
Развивает
мелкую моторику рук;
·
Развивает
творческие способности, воображение и полёт фантазии.
·
Во
время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников приходим к выводу – необходимо
облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо
предмет. Этим можно намного повысить интерес дошкольников к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в
том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Опыт работы
показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет
дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики
деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не
испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы,
малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им
доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы
многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение,
тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех,
и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Слайд
8.
С помощью нетрадиционных
техник рисования возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно
мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги
Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование
дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может
выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план,
отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно
свободен".
Нетрадиционные техники
рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.
Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их
использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так
и ребенку.
Нестандартные подходы к
организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым,
вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование
раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их
характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник
перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и
радовался результатам своего труда.
Слайд 9
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий