Выступление на МО



 «Участие в конкурсах профессионального мастерства – как важный фактор развития творческого потенциала педагога ДОУ»



Современный педагог немыслим вне творчества. С позиции философии творчество – деятельность людей, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями, потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
В психолого-педагогической науке различают как психологию, так и педагогику творчества.
Под психологией творчества понимается область знаний, изучающая созидание человеком нового, оригинального, полезного в различных сферах деятельности.
Педагогика творчества – наука о педагогической системе двух взаимосвязанных видов человеческой деятельности: педагогики воспитания и самовоспитания личности в различных видах деятельности и общения.
Цель педагогики творчества – формирование творческой личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, творческий стиль в одном или нескольких видах деятельности.
В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.
Творческий педагог – это прежде всего исследователь, обладающий следующими личностными качествами:
– научным психолого-педагогическим мышлением,
– высоким уровнем педагогического мастерства,
– определенной исследовательской смелостью,
– развитым педагогическим чутьем и интуицией,
– критическим анализом,
– потребностью в профессиональном самовоспитании и разумном использовании передового педагогического опыта.
В современных условиях все больше появляется творчески работающих педагогов. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии воспитанников.
Сократ сравнивал педагога с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога – выявить задатки каждого ребенка. Задача воспитателя – помочь воспитаннику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. В этом незаменимыми помощниками станут книги, труды по педагогике и психологии, педагогические открытия, опыт коллег.
Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.
Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.
Я, как человек, прошедший через несколько этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года», отношу себя к сторонникам конкурсного движения и считаю, что конкурс на самом деле создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению, является действенным средством развития творческого потенциала педагога.
Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке. Подобное развитие возможно только в процессе становления личности педагога, накопления новых педагогических знаний, умений и навыков, затрате собственных физических, психических и духовных ресурсов. Следовательно, ни какие знакомства с опытом работы других педагогов, не изменят творческий потенциал учителя, пока он не применит полученные знания в собственной педагогической деятельности.
Как было сказано выше, одним из средств развития творческого потенциала учителя являются конкурсы профессионального мастерства. Для чего собственно проводятся такие конкурсы? Главные цели конкурса – пропаганда приоритетов образования, формирование общественного представления о творчески работающих педагогах, повышение престижа педагогической профессии.
Кроме того, конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. Как известно, участниками соревнований не обязательно становятся самые достойные. Учитель, обладающий всеми качествами потенциального победителя, может никогда не участвовать ни в одном из конкурсов. И напротив, педагог, который не показывает даже средних результатов в своей работе, может выдвигаться и побеждать. Почему учителя участвуют или, наоборот, отказываются от участия в конкурсах?
Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху.  Но почему же многие учителя так не любят конкурсы?
Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу.
Ценность участия в конкурсе виделась для меня не столько в победе, сколько в приобретении опыта, испытании себя – а чего же я стою, а смогу ли достойно выдержать все испытания? Я – человек и педагог, который с интересом и желанием берется за что-то новое.
Цель – попробовать себя в новом деле. Попробовала я и стала победителем муниципального конкурса «Учитель года». Так шаг за шагом я доросла до следующего этапа конкурса – регионального.  Вот здесь и пригодились навыки, полученные за прошедшие годы. Первое конкурсное испытание, в котором нужно было представить систему работы, оказалось новой целью, которую нужно было достичь. Благодаря этому, я приобрела навыки описания своей системы работы. И открыла для себя несколько секретов, которые сложились в определенный алгоритм четкого, конкретного и целостного представления опыта работа. Хотелось бы поделиться с вами.


Алгоритм описания опыта работы


цель                  средства              результат

Участие в конкурсах педагогического мастерства помогает педагогу совершенствовать свою деятельность, систематизировать опыт работы, отсеивать второстепенное, оставляя только значимое и нужное, а значит, расти профессионально. Кроме того, участие в конкурсах не позволяет расслабляться, держит педагога в профессиональном тонусе, способствуя развитию творческого потенциала. Ведь человек активный творческий постоянно совершенствуется, ищет новые формы и методы работы, а это добавляет новизны и свежести к его деятельности, поддерживает постоянный интерес к делу, мобилизует все способности и скрытые резервы педагога. Поэтому я думаю, что на достигнутом не остановлюсь.
Ведь человек всю свою жизнь стремиться к цели. Это очень важно, когда есть к чему стремиться. Я убедилась в этом на собственном опыте.
Иван Бунин писал: «Детский сад - это сад, где расцветают детские души». Скрытые в каждом человеке таланты и творческое начало можно сравнить с сокрытыми в человеке семенами, которые либо растут и впоследствии приносят плоды, либо вянут и умирают. Все зависит от почвы, в которую они посеяны, то есть от той культурной, социальной среды, в которой родился и продолжает расти, развиваться ребенок.
Раскрыть детскую душу по силам только интеллигентному, грамотному, творческому педагогу. Воспитатели и специалисты, работающие в дошкольных учреждениях– люди увлеченные и творческие, готовые к серьезной поисковой работе, разработке авторских программ, современных педагогических технологий, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, заводилы, фантазеры и импровизаторы.
И здесь расцветают детские души!






Комментариев нет:

Отправить комментарий