( в форме творческой мастерской)
Сегодня
мы открываем творческую мастерскую. Тема нашей сегодняшней встречи –
«Художественное конструирование».
Все
вы хотите, чтобы ваши дети были любознательными, творческими,
Одно
из средств формирования этих качеств – Художественное конструирование.
Для
начала, хотелось бы определиться с термином. Как вы считаете, что такое
художественное конструирование?
(Предположения
родителей.)
Да,
действительно. Выделяют два вида конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании – отражают структуру объектов, а в художественном
– не только и не столько отражают структуру объектов, сколько выражают своё
отношение к ним.
К
художественному конструированию относится конструирование из бумаги, ткани и
природного материала. Следовательно, художественный конструктор очень легко
сделать самим, например, вырезать из хлопчатобумажной ткани детали разных
цветов. Главное условие – универсальность элементов и лёгкий способ крепления
деталей. Детали должны позволять детям строить предметные, сюжетные,
декоративные или пейзажные композиции любого содержания. Для каждого возраста
подбирается определённый комплект рабочих полей и деталей, которые отличаются
составом, количеством и цветом элементов. Чем старше ребёнок, тем больше по
составу, разнообразнее по величине и цвету геометрические фигуры входят в
комплект конструктора.
А
сейчас, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: Что даёт художественное
конструирование нашим детям?
·
Конструируя,
ребёнок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину,
строение и пр.), у него развиваются познавательные и практические действия. В
конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета,
реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель.
(Очень полезно найти аналогии между частями тела животного и самыми
распространёнными геометрическими фигурами. Возьмём слона. Его туловище – овал,
ноги – прямоугольники, голова и уши – треугольники. Остаётся додумать детали –
хвост и хобот. Нужно соблюдать пропорциональные отношения. В противном случае,
из слона может получиться мышь. Пользуясь только треугольниками, можно
изобразить лису, крокодила. Из прямоугольников может получиться славный пёс, а
из овалов – верблюд.)
·
Формирование
пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном
материале (размещение мелких деталей на
плоскости)
·
У детей
формируются обобщённые представления. Множество предметов в окружающем составляют
группы однородных предметов, объединённых одним понятием: здания, мосты,
транспорт. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных
частей: в зданиях – фундамент, стены, окна, двери, крыша. Части различаются по
форме, величине и отделке. Зависят эти отличия от назначения. В жилом доме –
окна узкие, в школе – широкие, витрины – широкие. Усваивая всё это, у детей
развивается мышление.
·
Создаются условия
для развития творческих умений
·
Дети учатся
планировать работу, представляя её в целом, учатся контролировать свои
действия, самостоятельно исправлять ошибки. Всё это делает процесс
конструирования организованным, продуманным. И, кстати, ребёнок не боится
сделать ошибку, потому что в художественном конструировании её очень легко
исправить (переставить деталь на другое место и ошибка исправлено).
·
Художественное
конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе
работы дети делятся своими замыслами, учатся правильно обозначать в слове
названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади и т.д.), овладевают такими
понятиями как «высокий – низкий», «широкий – узкий», «длинный – короткий».
·
Развитие мелкой
моторики рук. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее
воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает
функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает
благотворное влияние на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного
– на печень и почки, мизинца – на сердце.
Укоренилось
мнение, что художественное конструирование для самых маленьких. Но это,
безусловно, не так. Ведь развивает оно не только пальцы рук, но и душу, память,
мышление, воображение и творческую волю человека, а это понятия всевозрастные.
Художественное
конструирование по воображению кажется делом лёгким. Казалось бы, что тут
сложного: придумывай, изображай, что придумается. Однако, это не так.
Художественное конструирование по воображению тесно связано с конструированием
с натуры, что очень сложно, так опирается на знания, полученные во время наблюдения
– ведь беспочвенного фантазирования не бывает. Любая фантазия имеет под собой
реальную основу, и чем больше знания и опыт, приобретённые во время наблюдения,
тем проще фантазировать, воображать.
Человеческая
фантазия может многое. Что, как не фантазия народа поставила четвероногих
братьев наших меньших – героев многочисленных сказок – на две ноги, наделила их
возможностью говорить, приписала им человеческие черты характера.
На
крыльях фантазии можно унестись в далёкие прекрасные страны, в добрые сказки. И
я предлагаю вам сейчас немного пофантазировать и создать свою необыкновенную
страну или сюжет какой-то сказки при помощи вот этих простых лоскутков и
фланелеграфа, которые превратятся в ваших руках в волшебные…
Родители
под музыку придумывают и раскладывают сказку на фланелеграфе из цветных
лоскутков.
Обсуждение
выполненных работ.
Наша
встреча подошла к концу. И завершить её хотелось бы небольшим пожеланием.
Попробуйте пофантазировать вместе со своими детьми. Выберите сказку, где
действуют несколько животных, обсудите их характер, одежду и изобразите
несколько сцен из этой сказки. И на следующей нашей встрече в творческой
мастерской вы поделитесь своим впечатлениями.
А
следующая встреча в нашей творческой мастерской будет посвящена искусству
оригами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий