Итоговое родительское собрание

«Готовим детей к школе.
Что это значит?»


Эпиграф: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя независимо от учения развивается с каждым днем и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносит более перемены в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15 лет»(К. Ушинский).
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Задачи:

• Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе.
• Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.
• Вырабатывание совместного решения для улучшения подготовки детей к школе.
• Анализ стереотипов родительского поведения.

План проведения:

1. Вступительное слово (введение в проблему).
2. Самостоятельное определение родителями готовности ребенка к школе «А вам пора в школу».
3. Полезные советы и рекомендации.
«Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» (приложение)
Памятка «Рекомендации родителям» (приложение),
4. Вопросы к специалистам:

педагог –психолог – Малахатка С.В.
педагог-дефектолог – Войцех М.С.
учитель-логопед - Махова В.В.

5. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Подготовительный этап
 Оформление памяток «Рекомендации родителям» (приложение), «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу» буклета «Скоро в школу» (приложение).
 «Оформление компонентов готовности ребенка к школе.
 Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.
 Разработка проекта решения родительского собрания.

Ход мероприятия

Слайд 1

1. Выступление воспитателя.
Уважаемые родители! Тема нашего родительского собрания «Готовим детей к школе. Что это значит?»
Какими забавными крошками пришли наши дети в детский сад! Быстро и незаметно пролетели дошкольные годы. Они были долгими, наполненные открытиями, заботами, радостями, трудностями, иногда тревогами.
Итак, ваш ребенок на пороге школы! Он с радостью и быть может с затаенной тревогой ждет дня, когда этот порог ему доведется переступить. Этот день подведет черту под всей предыдущей жизнью ребенка и разделит ее на две, пока неравные части: дошкольник и школьник.
Дошкольное детство не вернешь. И нам очень жаль, что приближается день, когда придется расставаться с нашими самыми лучшими воспитанниками! Вашему сыну, вашей дочери предстоит еще пройти сложный путь становления и роста. Не уповайте на то, что впереди еще много времени. Поверьте, когда настанет пора зрелости, вы с тем же удивлением обнаружите, - годы минули быстро!
Сейчас я предлагаю Вам выполнить задание:
определить степень беспокойства в связи с приближающимся школьным обучением своего сына или дочери. На ваших столах лежат цветные полоски: черная, синяя, красная. Прошу выбрать одну полоску.

Слайд 2.

Если вы выбрали черную полоску – это означает сильное беспокойство в связи с приближающимся обучением; если выбрали синюю полоску – это умеренное беспокойство; а если выбрали красную полоску, то это означает ощущение радости, чувство уверенности.
Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был как можно лучше подготовлен. Начало обучения в школе -новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже), безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность).
Я предлагаю Вам небольшой тест, где Вы определите основные показатели готовности ребёнка к школе. Это то, что должно быть сформировано, выработано в ребёнке, то, что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

Слайд 3

Тест «Пирамида».
Родители разбиваются на 2-3 рабочие группы (2 группы работают за столом, 3 у доски)
Им предлагается следующее задание:
Вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.
Должна получиться вот такая пирамида:




Для родителей предлагаются следующие показатели готовности детей к школе:
Ответственность
Умение считать, считать, писать
Умение общаться со взрослыми и сверстниками
Самостоятельность
Настойчивость
Состояние здоровья
Умение логически мыслить
Умение организовать рабочее место
Развитие речи и памяти.

Подводится итог теста (что родители ставят на первое, второе и т. д. место)


Слайд 4

Так что же является фундаментом успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе:
 Физическое здоровье ребёнка.
 Развитый интеллект ребёнка.
 Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
 Выносливость и работоспособность.
 Умение ребёнка читать и считать.
 Аккуратность и дисциплинированность.
 Хорошая память и внимание
 Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.
Каждому из родителей выдаётся листочек Родителям предлагается работа с текстом, оценить уровень готовности своего ребенка к школе, с помощью цветных карандашей (красный, зеленый, синий).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая –левая сторона, верх – низ и т.д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Слайд 5

А сейчас давайте с вами выясним
Что больше всего способствует возникновению желания учиться?
(работа родителей с листочками в группах и на доске)
Выберите пять главных факторов говорящие о том, что ребенок готов к школе. Рассмотрите их по степени значимости
- физическое здоровье;
- развитый интеллект;
- умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
- умение считать и читать;
- выносливость и работоспособность;
- аккуратность и дисциплинированность;
- хорошая память и внимание;
- инициативность, воля и способность действовать самостоятельно
Спасибо большое за работу.

Слайд 6

Итак, поговорим о том, как определить на вскидку, готов ли ваш ребенок к школе?
1. Мотивационная готовность.

Вы можете предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

Слайд 7

2. Волевая готовность.
Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость), хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные игры, например, «зеркало»: стоя напротив, ребенок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением!

Ира родителей с детьми «Зеркало»
Вопросы родителей к психологу.

Слайд 8

3. Интеллектуальная готовность к школе.
Предлагаю вам рассмотреть и расположить в порядке важности знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику
(работа родителей на листочке и на доске)
- умение анализировать;
- умение составлять рассказ по картинке;
- широкий кругозор;
- умение читать;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение делать выводы;
- большой словарный запас;
- умение читать;
- умение обобщать;
- умение решать арифметические задачи;



Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Фрагмент занятия по окружающему миру.

1.Воробей, ворона, дятел…. Как это назвать одним словом? (птицы)
2. какие птицы бывают? (перелетные, зимующие)
3. почему птиц называют перелетными (потому что осенью начинаются холода, заканчивается еда, птицам нечего есть, и они улетают в теплые края где много еды)
Фрагмент занятия по математике: флипчарт

Составь число 9 из двух меньших чисел



Вопросы родителей к логопеду и дефектологу.

Слайд 9

4.Механическая память и логическая память. По средним показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через 1 час забывает не больше 2 слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Фрагмент игры: «Повтори»
Стол, дом, уха, конь, дым, кот, зуб, ухо, пол, стул.





Слайд 10

5. Логическая память. Чтобы ребенок умел логически излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм.

Слайд 8

Фрагмент занятия по развитию речи: флипчарт
«Составь рассказ из картинок.» (работа детей у доски у доски)




Вопросы родителей к дефектологу.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Не стоит забывать, чем полнее будет прожит период дошкольного возраста, тем успешнее ваш ребенок пройдет следующий. Основная задача родителей на этапе дошкольного воспитания состоит не в том, чтобы обучить ребенка чтению и письму. Главное – сформировать и постоянно поощрять у ребенка познавательный интерес. Только после этого будут эффективны занятия, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. И именно учеба на протяжении всех школьных лет станет для ребенка источником радости. Так что почаще говорите при ребенке, что будущая учеба – прекрасная возможность быть и считаться взрослым.
Давайте проверим сейчас своих деток, пройдите с ними тест для дошкольников «Хочу ли я в школу»
Обратиться к ребенку «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставить плюс. Если нет – то оставить место пустым.

Слайд 11

Подсчет результатов
(Дети уходят)
Дети ушли, а мы продолжим работу.
Ребята очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Предлагаю вашему вниманию карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:

«Вот пойдёшь в школу, там тебе...» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)

«Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)

«Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Надо помнить, что, играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление. Дошкольник учится в игре, и необходимо учитывать принцип «от простого к более сложному».
Если вам очень захочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации.
(Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям», буклет «Скоро в школу»

Подведение итогов родительского собрания.

В соответствии со статьей («Закона об образовании»), родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития своего ребенка. Дошкольное учреждение — помощник в реализации данных задач.
Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!
Так давайте объединим усилия детского сада и семьи в подготовке детей к школе.



Решение родительского собрания

по теме «Готовим детей к школе. Что это значит?»
1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.
2. Создать для детей благоприятные условия в пред дошкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т.п.).
3. Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно – досуговой и спортивной направленности.
4. Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.
5.Подготовить консультацию «Домашние игры с детьми по подготовке к школе».
6. Разместить в родительском уголке памятки для родителей будущих первоклассников.

Приложение

Памятка для родителей, будущих школьников

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
— уметь четко произносить все звуки речи;
— уметь интонационно выделять звуки в словах;
— уметь выделять заданный звук в потоке речи;
— уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
— уметь произносить слова по слогам;
— уметь составлять предложения из 3-5 слов;
— уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
— уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк — это животные);
— уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
— уметь составлять несколько предложения: о предмете;
— различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
— уметь наизусть читать любимые стихотворения;
— знать автора прочитанного стихотворения;
— уметь последовательно передавать содержание сказки.


Памятка для родителей, будущих школьников

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

— знать цифры от 0 до 10;
— уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
— уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
— знать знаки +, -, =, <, >;
— уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
— уметь соотносить цифру и число предметов;
— уметь измерять с помощью линейки;
— уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
— уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
— уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
— уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
— уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
-иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
— знать названия 1-3 комнатных растений;
— 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
— знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
— в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;
— своё имя, отчество, фамилию;
— свой возраст (желательно дату рождения);
— фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
— звать правила поведения в общественных местах и на улице.






Памятка для родителей, будущих школьников

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
— знать цифры от 0 до 10;
— уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
— уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
— знать знаки +, -, =, <, >;
— уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
— уметь соотносить цифру и число предметов;
— уметь измерять с помощью линейки;
— уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
— знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
— уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
— уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
— уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
— уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
-иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
— знать названия 1-3 комнатных растений;
— 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
— знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
— в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;
— своё имя, отчество, фамилию;
— свой возраст (желательно дату рождения);
— фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
— звать правила поведения в общественных местах и на улице.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители! Как определить, готов ли ваш ребенок к школе интеллектуально и эмоционально? Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты:

1) Способен ли ваш ребенок следовать инструкции, полученной от взрослого? (Да, нет, иногда)
2) Способен ли ребенок сконцентрировать внимание на выполнении задания на 15-20 мин? (Да, нет, иногда)
3) Способен ли ребенок знакомиться и общаться с другими детьми? (Да, нет, иногда)
4) Способен ли он уступать, избегать конфликта? (Да, нет, иногда)
5) Способен ли ребенок к самоконтролю, умеет ли исправлять допущенные ошибки? (Да, нет, иногда)
6) Чему вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
7) Умеет ли ребенок читать? (Да, нет)
8) Умеет ли ребенок писать? (Да, нет)
9) Умеет ли решать простые задачи? (Да, нет)
10) Может ли составить рассказ по картинке? (Да, нет)
11) Может ли пересказать услышанный рассказ, сказку? (Да, нет)
12) Каким вы желали бы видеть вашего ребенка на пороге школы?
13) С радостью ли пойдет ребенок в школу?
14) Готов ли, по вашему мнению, ваш ребенок к школе? Почему?
15) Что вас больше всего беспокоит в вопросе подготовки ребенка к школе?
16) Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
17) Как часто он задает вам вопросы? Какие?
18) Отражает ли он свои впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.
19) Считаете ли вы, что у вас есть взаимопонимание с ребенком? Аргументируйте свой ответ.
20) Трудно ли вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?
21) Какие знания, умения, навыки ваш ребенок должен приобрести в детском саду, чтобы ему было легче учиться?
22) На какие вопросы по теме собрания вы желали бы получить ответы?

На вопросы с №12 по 22 можно ответить на обратной стороне

ТЕСТ для дошкольников «Хочу ли я в школу»

Обратиться к ребенку «Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?» - и зафиксировать его ответы в таблице. Если он согласится с высказыванием, поставить плюс. Если нет – то оставить место пустым.

1.Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2.Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3.Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4.Мне бы хотелось, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5.Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6.Когда я пойду в школу – буду хорошо учиться.
7.Самое лучшее в школьной жизни – это каникулы.
8.Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9.Мне хочется в школу, потому что многие ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.

Слайд 9

Подсчет результатов
1-3 балла – ребенок полагает, что не плохо живет и без школы. Взрослым следует задуматься.
4-8 баллов – да, хочет в школу. Только уточним, для чего? Если больше баллов в первых строках (1,2,3,4,5), то ребенок в основном мечтает о новых играх и друзьях. Если же больше баллов во второй половине строк (6,7,8,9,10),то он вполне представляет себе основное предназначение школы и оно не вызывает пока негативных переживаний.










Комментариев нет:

Отправить комментарий