Использование современных инновационных технологий в обучении изобразительному искусству
Я
– работаю воспитателем подготовительной группы общеразвивающей направленности в
ЦРР д/с №39. Одним из направлений моей педагогической деятельности является формирование
устойчивого интереса детей к изобразительному искусству, художественным
традициям, воспитанию и развитию художественного вкуса, интеллектуальной,
эмоциональной сферы и творческого потенциала. Свою задачу, воспитатель, я вижу
в том, чтобы формировать духовную культуру личности воспитанников, приобщать их
к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, а
также формировать пространственное воображение, развивать навыки творческого
восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему.
Первым
видом подлинного искусства для ребенка дошкольного возраста выступает народное
декоративно-прикладное искусство, прежде всего игрушка. Народное
декоративно-прикладное искусство- неиссякаемый источник мудрости и красоты,
которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей
заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются.
С
игрушкой в мир детей приходит особое богатство. Строится оно из переплетения
красоты и трудолюбия, выдумки и таланта, гармонии формы и смысла, структуры и действия. Дерево,
глина, кость, солома, мочало, тесто «оборачиваются» в руках мастера чудом,
которое захватывает и держит в плену, пробуждает и развивает фантазию, зажигает
желание превзойти уже достигнутое и стремиться к большему: стать еще более
ловким, быстрым, сильным, веселым, находчивым и умелым. Одними из самых
удивительных и разнообразных игрушек по моему мнению является Дымковская
игрушка. Это плод легкой искрометной шутки, богатой народной фантазии.
Дымковская игрушка вводит детей в красочный
мир сказки и фантазии, давая им яркие красочные ассоциации и
представления, обогащающие их восприятия, развивающие их воображения и
фантазию.
Богато
и в тоже время экономно цветовое решение, всё находится в цветовой гармонии.
Цвет дымковской игрушки, в особенности
сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их.
Но,
к сожалению, в современном мире стали преобладать другие, современные игрушки,
которые, по моему мнению, не могут нести радость и развитие духовного мира ребёнка.
Поэтому
я считаю, что воздействие традиционной игрушкой
на сознание ребенка более широкое и многогранное. Она воздействует на
все уровни ощущений: тактильные, визуальные, звуковые.
Передо мной возникли вопросы:
-
как заинтересовать и вовлечь детей в этот неиссякаемый источник народной
мудрости в современном, компьютерном мире;
-как
заинтересовать детей народным творчеством, привить любовь к народной игрушке.
Ведь
задача современного образования -
формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично
развивающегося современного общества.
Каждый
воспитатель знает, как важно, чтобы на занятиях детям было интересно, чтобы
детские лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и каждый мечтает об
этом. Ведь именно от этого зависит успех развития детского художественного
творчества. Я стараюсь каждое занятие разнообразить. Ведь главное для детей в этом процессе –делать все
творчески, т.е. с фантазией, любовью, выдумкой, вдохновенно.
Поэтому,
я задумалась, как сделать процесс обучения
более результативным.
Современный
ребенок живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной
культуры. Воспитатель должен быть вооружен современными методиками и новыми
образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. И
одной из таких методик сегодня является интеграция медиа - образования в
систему работы воспитателя ДОУ. Научить ребенка, с самого раннего возраста
попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать
навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из
разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач
современного образования в ДОУ. Именно поэтому я сторонник использования ИКТ
при подготовке и проведении занятий и в том числе и ИЗО.
Очевидно, что невозможно решать
педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в
современном образовании применяют
многочисленные инновационные технологии:
Применение этих инноваций трудно
представить без технологии ИКТ. Появилась возможность совмещать теоретический и
демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыку,
диагностирование). Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника,
дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны.
При этом надо учитывать, что компьютер не может заменить учителя, а лишь
дополняет его. Использование ИКТ на занятии в ДОУ проводятся в виде игры, постепенно вовлекая их в серьезную
творческую работу, в которой и развивается личность ребёнка.
В
соответствии с Законом РФ "Об образовании и требованиями к системе
образования", возникает острая необходимость в новых подходах к
преподаванию Декоративно- прикладного искусства в ДОУ. Это во многом определяет
успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в
рамках регионального компонента.
Занятие становится более результативным, так как в
его основу положено следующее:
•Привлекательность
учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих
интерес к изучаемой теме;
•Принцип
сотворчества воспитателя и воспитанника для получения глубоких знаний, и
применение полученной информации;
Новое
поколение детей с интересом вовлекаются в сферу информационных компьютерных
технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая
деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В
зависимости от типологии занятия используются различные фильмы- презентации,
слайд-фильмы или диагностические (тестовые) задания.
Напомним известную фразу К.Д. Ушинского:
"Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не надо искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно:"
Возможности
компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство, как в качестве
получения информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Преимущества
использования компьютерных технологий на занятиях изобразительного искусства
очевидны:
•возможность
обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
•обеспечивает
последовательность рассмотрения темы;
•иллюстрации
доступны всем воспитанникам, изображение на экране дает возможность рассмотреть
мелкие детали, достоинства художественного произведения;
•обозначенные
на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с
различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;
•применение
новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и
заинтересовать детей.
Информационные
технологии - это процесс подготовки и передачи информации учащимся посредством
компьютера с соответствующим техническим и программным обеспечением. Это
позволяет решать новые, не решённые ранее задачи. Учить детей радостно, без
принуждений - возможно, если в своей работе педагог использует новые
технологии.
"Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни". Е.И.Рерих
Но
нельзя забывать главного: никакая самая лучшая и современная машина не заменит
"живого" общения учителя с учеником.
Комментариев нет:
Отправить комментарий